Асаны Прагья Йоги

Слово "йогасана" (или Асана) относится к позе, в которой человек чувствует себя расслабленным, сохраняя тело активным внутренне. Риши (ведические мудрецы) внимательно наблюдали за сидячими и стоячими позами различных животных, которые, несмотря на ограниченные способности, обладают удивительными физическими способностями, которых лишен человек. Они изучали воздействие различных поз в лаборатории своего собственного тела и разработали специальные асаны, которые оказывали омолаживающее воздействие на всю систему тело-ум-душа.

Мы выделяем основные асаны Прагья-йоги. Искусная практика этих ежедневных упражнений поможет контролировать движения для укрепления нервов, мышц и различных органов, а также упорядочить кровоснабжение во всех частях тела. Мало того, повторение сегментов высшей Ведической мантры – Гаятри мантры, в определенном продолжении, как указано здесь, с глубоким дыханием, также будет вызывать успокаивающий эффект в уме.

Общее указания:

Новички должны сначала попытаться освоить каждую из перечисленных асан по отдельности. Затем попробуйте выполнить некоторые из них в нужной последовательности. Освоив все подпоследовательности, можно попробовать полную последовательность из шестнадцати асан, как описано в следующем разделе. Первоначально это может занять дополнительное время, но с постепенной практикой вы будете настроены, и полный раунд этих асан закончится только через десять минут. Стоять прямо. Полузакройте глаза и, медитируя на сияние Господа Савиты (источника энергии восходящего солнца), на мгновение повторите "ом". Имея веру и внутреннее чувство, что духовная сила Савиты омолаживает тело, ум и душу, следуйте – с каждым слогом Гаятри мантры – последовательности упражнений, приведенных ниже. Все повторения должны быть сделаны с глубокой умственной сосредоточенностью и устойчивым и глубоким дыханием (вдох или выдох, как указано).

1. Тадасана: Встань на цыпочки. Повторяйте " Бхух’ (bhooh) и поднимите обе руки вверх, вдыхая постепенно и глубоко. Посмотрите вверх, на небо.(Все четыре действия должны происходить одновременно). Задержите дыхание внутри. Это упражнение способствует адекватному кровоснабжению сердца, растягивая позвоночник назад и тем самым давая ему столь необходимый отдых. Эта практика мгновенно снимает вялость. Она также полезена при слабости сердца и нарушениях кровообращения.

2. Падхасана: повторяя "Бхувах", опустите обе руки вниз из положения тадасана и выдыхайте в том же медленном и последовательном темпе, наклоните голову вниз, чтобы коснуться коленей, также попытайтесь сделать так, чтобы ладони касались пола. Задержите дыхание на несколько секунд и вернитесь в нормальное положение стоя. Практика этой асаны устраняет расстройство желудка и вызывает жизненную силу в Нади Ида , Пингала и Сушумна. (См. Главу 5 для введения в термин Нади). Это также помогает уменьшить жир на животе и увеличить гибкость спинного мозга.

3. Ваджрасана: с пропеванием "Сваха", поместите пальцы ног полностью на пол и установите бедра на ноги. Обе ноги должны находиться в тесном контакте. Держите позвоночник прямо и положите ладони на колени. Дышите нормально во время этой позы. Спина, шея и голова должны оставаться прямыми. Практика этой асаны в течение нескольких минут каждый день помогает поддерживать хорошее пищеварение и лечить проблемы с желудком и запоры. Она укрепляет мышцы вокруг живота и защищает от проблем грыжи. Эта практика улучшает кровоснабжение желудка и матки.

4.Уштрасана: теперь встаньте немного из ваджрасана с песнопением "Тат". Встаньте на колени так, чтобы пальцы ног касались пола, а пятки были обращены назад. Почти одновременно наклонитесь назад, чтобы положить ладони на пятки с обратной стороны. Глубоко вдохните, глядя вверх. Это будет раздувать вашу грудь. Задержите дыхание на несколько секунд. Эта асана сбалансированно растягивает живот, живот, грудь и руки. Практика этой асаны помогает излечить проблемы боли в спине и сгибания поясничных костей и т.д. Это делает сердце сильным и увеличивает естественную эластичность позвоночника. Она также обеспечивает упражнение для мышц половых органов. Это является предпосылкой для йогических практик более высокого уровня активации Иды, Пинглы и Сушумны.


5.Йогамудра: (помните, дыхание задерживалось внутри во время Уштрасана!). Повторяя "Савитур", медленно выдохните и сядьте на ноги, как в Ваджрасане, одновременно сожмите обе ладони сзади, вытяните их вверх и положите голову на пол так, чтобы грудь и живот соприкасались с бедрами. Задержите дыхание на несколько секунд эта поза дополнительно помогает вылечить серьезные проблемы с желудком, установив правильную метаболическую активность и повысив аппетит. В продвинутых йогических практиках она рекомендуется для пробуждения экстрасенсорного энергетического ядра, называемое манипура-чакрой, находящейся под пупком.

6. Ардх Тадасана: повторяя "Вареньям", глубоко вдохните. Сидя в позе ваджрасана, поднимите руки и глаза вверх. Задержите дыхание внутри и вытяните руки так сильно, как вы можете без боли. Сфокусируйте взгляд на руках. Этоа асана дает естественную и мягкую тягу к шее и смягчает проблемы, если таковые имеются, такие как шейный спондилит.Подобно Тадасане, она увеличивает кровоснабжение сердца и лечит слабость сердца и связанные с кровотоком расстройства.

7. Шашанкасана: повторяя "Бхарго", выдыхайте в том же темпе, что и вдох в предыдущем асане. Одновременно с этим сядьте в позу ваджрасана и держите обе руки вытянутыми вперед перед грудью. Положите ладони на пол, согнитесь от талии, чтобы живот касался бедер, а голова касалась пола. Руки должны оставаться прямыми, ладони должны касаться пола. Задержите дыхание на выдохе на несколько секунд. Эта асана устраняет проблему запоров и успокаивающе растягивает мышцы внутри и между областями ануса и ягодиц. Она расслабляет ситические нервы,а также помогает в регуляции секреции из надпочечников.

8. Бхуджангасана: повторяя "Девасья", глубоко вдохните и подтяните талию вверх. Пальцы ног и ладони должны оставаться на том же месте, где они были в предыдущей позе, но теперь руки должны стоять прямо. Колени и бедра должны касаться пола. Вытяните грудь и голову вверх и поднимите голову, как капюшон змеи. Задержите дыхание на вдохе и слегка наклоните голову назад, чтобы посмотреть в небо. Это упражнение также рекомендуется в качестве средства против шейного спондилита и некоторых других проблем позвоночника или спины. Помимо обеспечения успокаивающих упражнений для легких, сердца и позвоночника, это особенно полезно для здорового функционирования печени и почек.

9. Тирьяк Бхуджангасана (слева): в позе Бхуджангасана медленно выдохните. Теперь вдохните и с повторением "Дхимахи" (dheemahi) поверните шею влево и попробуйте смотреть на пятку правой ноги. Затем задержите дыхание на несколько секунд. С выдохом поверните голову вперед.

10. Тирьяк Бхуджангасана (справа): повторите "Дхие", вдохните и поверните шею вправо, чтобы увидеть пятку левой ноги. Задержите дыхание на несколько секунд и снова поверните голову вперед с выдохом. Практика тирьяк Бхуджангасана повышает гибкость талии и увеличивает преимущества Бхуджангасана.

11. Шашанкасана: повторяя "Йонах", вернитесь к шагу 7.

12. Ардх Тадасана: повторяя Прачeдайат (prachodayaat) повторите шаг 6.

13. Уткатасана: после Ардха тадасана на шаге 12 медленно выдохните. Теперь пойте " Бхух’ и с нормальным дыханием садитесь на носки. Пятки не должны касаться пола. Пусть икры касаются бедер, а колени-ягодиц. Положите обе ладони на колени. Согните руки в локтях и держите руки перед грудью ладонями, расположенными друг на друге в позе Намаскара. Спина, шея и голова должны быть выпрямлены. Дыхание должно быть глубоким и продолжаться в постоянном темпе. Эта асана придает силу икрам и улучшает баланс тела.

14. Падхастасана: повторяя "Бхувах" повторите шаг 2.

15. Тадасана: повторяя "Сваха" повторите шаг 1.

16. Возвращаясь в исходное положение: с глубоким повторением "ом", медленно и глубоко вдохните и встаньте прямо с вытянутой грудью. Поднимите руки вверх и согните локти над плечами в позе, как будто вы держите тяжелый камень на руках. Задержите дыхание на несколько секунд с ощущением, что ваши руки, плечи, грудь и все тело наполнены новой жизненной силой. Теперь сомкните кулаки. Медленно выдохните, разведите руки в стороны и встаньте прямо в позе внимания. Дышите нормально в расслабленном настроении.

Эти шестнадцать шагов завершают один круг асан Прагья-йоги. С постепенным прогрессом, можно завершить от 3 до 5 раундов каждый день. Дыхательные паттерны и повторение Гаятри мантры также совершенствуются с искренностью в ежедневной практике. В значительной степени они также предлагают преимущества пранаямы. Однако, если у человека есть время и желание или если учитель йоги посоветует ему сделать это, практика пранаямы, рекомендованная в следующей главе, принесет большую пользу.

Если человек продолжает практиковать вышеупомянутые асаны правильно, а также искренне выполняет пранаямы и Гаятри-медитации каждый день в подходящее время (предпочтительно рано утром), он получит физические, умственные и духовные преимущества Аштанга-йоги.

Pragya Yog Aasan

The word “yogasana” (or asana in brief) refers to a posture in which one feels relaxed while keeping the body active internally. The rishis (Vedic sages) had keenly observed the sitting and standing postures of different animals, which, in spite of limited faculties, have wonderful physical capabilities that man is deprived of. They had studied the effects of different postures in the laboratory of their own body and developed specific asanas which had rejuvenating effects on the entire body-mind-soul system.

We highlight the main asans (Asanas) of Pragya Yoga. Adept practice of these everyday would help controlled movements for strengthening the nerves, muscles and different organs and regularizing the blood supply in all parts of the body. Not only that, the chanting of the segments of the supreme Vedic Mantra – the Gayatri Mantra, in specific sequel as directed here, with deep breathing would induce soothing effects in the mind as well.

General Guidelines:

The beginners should first try to master each of the listed asans one by one separately. Then attempt completing some of them in the desired sequence. Having mastered over the subsequences, one may try the complete sequence of the sixteen asans as described in the following section. Initially it may take extra time but with gradual practice one will be tuned up and complete round of these asans will be over only in about ten minutes.Stand erect. Half-close the eyes and meditating on the brilliance of Lord Savita (power source of rising sun) for a moment chant ‘Om’. Having the faith and inner feeling that the spiritual power of Savita is rejuvenating the body, mind and soul, follow – with each syllable of Gayatri mantra – the sequence of exercises given underneath. All chantings should be made with deep mental engrossment and steady and deep breathing (inhalation or exhalation, as indicated).

1. Tadasan: Stand on the toes. Chant ‘Bhuh’ (bhooh) and raise both the hands upward while inhaling gradually and deeply. Look upwards to the sky.(All the four actions should take place simultaneously). Hold your breath inside. This exercise helps adequate blood supply in the heart, stretching the spine backwards and thus giving it the much-needed rest. This practice instantly removes lethargy. It is also beneficial in the case of weakness of the heart and blood disorders.

2. Pad Hastasana: Chanting ‘Bhuvah’, bring both the hands downward from the posture of tadasan and exhale at the same slow and consistent pace and bow the head down to touch the knees, also attempt making the palms touch the floor. Hold your breath out for several seconds and come back to the normal standing posture. Practice of this asana removes gastric trouble and induces vital strength in the Ida , Pingala, and Susumna Nadis. (See the Chapter 5 for introduction to the term nadi). It also helps reducing fat on the tummy and increasing the flexibility of the spinal cord.



3. Vajrasan: With the chant of ‘Swah”, place the toes completely on the floor and set the haunches on the feet. Both the legs should be in closed contact. Keep the backbone erect and place the palms on the knees. Breathe normally during this posture. The back, neck and head should remain straight. Practising this asan for few minutes every day is helpful in maintaining good digestion and curing gastric trouble and constipation. It strengthens the muscles around stomach and protects from the problems of hernia. Blood supply to the stomach and uterus is finetuned by this practice.

4.Ushtrasan: Now get up slightly from the vajrasan with a chant of ‘Tat’. Stand on your knees with the toes touching the floor and the heels facing backwards. Almost simultaneously, bend backwards to place the palms on the heels from the backside. Inhale deeply while looking upwards. This will inflate your chest. Hold the breath in for few seconds. This asana stretches the abdomen, stomach, chest, and hands in a balanced way. Practice of this asana helps healing the problems of backache and bending of waist/lumber bones etc. It makes the heart strong and augments the natural elasticity of the spinal column. This also provides exercise to muscles of the genital organs. It is a pre-requisite for higher level yoga practices of activating the Ida, Pingla and Sushumna.


5.Yogamudra: (Remember, the breath was hold inside during the ushtrasan!). With the chanting of ‘Savitur’, exhale slowly and sit on your legs as in vajrasana at the same time, clench together both the palms at the back and stretch upwardly and place the head on the floor so that the chest and the stomach touch the thighs. Hold the breath out for few seconds This posture further helps curing severe gastric troubles, setting the metabolic activities right and increasing the appetite. It is recommended in advanced yoga practices of awakening the extrasensory energy nucleus called mañipurita chakra beneath the naval.

6. Ardh Tadasan: Chanting ‘Vareñyam’, inhale deeply. Being seated in the posture of vajrasan, raise both the arms and eyes upwards. Hold the breath inside and stretch the arms as much as you can without pain. Focus your eyes on the hands. This asan gives a natural and mild traction to the neck and allays the problems, if any, like cervical spondylitis.Likewise tadasan, it increases blood supply to the heart and cures weakness of the heart and blood-flow related disorders.




7. Shashankasan: Chanting ‘Bhargo’, exhale at the same pace as inhalation in the preceding asan. Simultaneously, sit in the posture of vajrasan and keep both the arms stretched outwardly in front of the chest. Place the palms on the floor, bend from the waist to make the stomach touch the thighs and the head touch the floor. The arms should remain straight with palms touching the floor. Hold the breath outside for few seconds. This asan eliminates the problem of constipation and soothingly stretches the muscles within and between the anus and buttock regions. It relaxes the sitica nerves and also helps in regularizing the secretions from the adrenal gland.

8. Bhujangasan: Chanting ‘Devasya’ inhale deeply and pull your waist upwards. Toes and palm should remain at the same place where these were in the previous posture but now the arms should stand straighten. The knees and thighs should touch the floor.Draw your chest and head upwards and raise the head like a snake’s hood. Hold the breath inside and bend the head backwards slightly to stare the sky. This exercise is also recommended as a remedy against cervical spondylitis and several other problems of the spine or back. Apart form providing soothing exercise to the lungs, heart and the backbone, it is especially beneficial for healthy functioning of the liver and kidneys.

9. Tiryak Bhujangasan (left): In the posture of bhujangasan, exhale slowing. Now inhale and with the chant of ‘Dhimahi’ (dheemahi) turn the neck towards the left and try looking at the heel of right foot. Then hold the breath for few seconds. With exhalation bring the head in the front.

10. Tiryak Bhujangasan (right): Chant ‘Dhiyo’, inhale and turn the neck towards the right to see the heel of the left foot.Hold the breath for few seconds and bring the head again in the front with exhalation. Practice of the tiryak bhujangasan enhances flexibility of the waist and augments the benefits of the bhujangasan.

11. Shashankasan: Chanting ‘Yonah’ return to the step 7.

12. Ardh Tadasan: Chanting Prachodayat’ (prachodayaat) repeat step 6.

13. Utkatasan: After ardha tadasan in step 12, exhale slowly. Now chant ‘Bhuh’ and with normal breathing sit on the toes. The heels should not touch the floor. Let the calves touch the thighs and knees touch the buttocks. Place both the palms on the knees. Bend the arms on elbows and keep the hands in front of the chest with palms placed on each other in the posture of Namaskar. Back, neck and head should be erect. Breathing should be deep and continued at a consistent pace. This asan gives strength to the calves and improves balance of the body. 



14. Padhastasan: Chanting ‘Bhuvah’ repeat step 2.

15. Tadasan: Chanting ‘Swah’ repeat step 1.

16. Coming back to original position: With a deep chant of  ‘Om’, inhale slowly and deeply, and stand straight with stretched chest. Place the arms upwards and bend the elbows above the shoulders in a posture as though you are holding a heavy rock on the hands. Hold the breath for few seconds with a feeling that your arms, shoulders, chest and whole body are empowered by new vital force. Now close the fists. Exhale slowly, bring the arms on the sides and stand straight in the posture of attention. Breathe normal in a relaxed mood.

These sixteen steps complete one round of the Pragya Yoga asans. With gradual progress, one may complete 3 to 5 rounds every day. The breathing patterns and chanting of Gayatri Mantra also get perfected with sincerity in daily practice. To a great extent these also offer the benefits of prañayamas. However, if one has time and will or is advised by the yoga teacher to do so, the practice of prañayamas recommended in the following Chapter would render great benefits.

If one continues to practice the above asanas aptly and is also sincere in doing prañayamas and Gayatri Meditation every day at suitable timings (preferably early morning), he would get the physical, mental and spiritual benefits of Ashtang Yoga.




Suggested Readings



Related Multimedia

Videos 

View More 

Write Your Comments Here:


Comments: